«Ученическое самоуправление как механизм развития личности лицеистов»
«Только там, где есть общественная жизнь,
Есть потребность и возможность самоуправления.
Где ее нет, всякое самоуправление
Выродится в фикцию или игру»
Миссия современного образовательного процесса давно вышла за грани только обучения, в настоящее время огромная роль отводится социализации учащегося. Очевидно, что немалую роль в этом играет ученическое самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как превратить его из мифа в реальность и сделать действительно интересным и полезным?
Наше понимание места ученического самоуправления в образовательном пространстве лицея основано на следующих положениях:
• реальное участие учащихся в управлении делами класса, лицея;
• органы ученического самоуправления не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу;
• самоуправления реализуется не как управление одних лицеистов другими, а как обучение всех учащихся основам демократических отношений в коллективе;
• самоуправление включает лицеистов в социальные ситуации, формирующие определенный образ нормативного поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям;
• педагогическое и психологическое сопровождение самоуправления учащихся;
• сохранение и приумножение традиций лицейского образовательного пространства, ибо «ничего так не скрепляет коллектив, как традиции. Сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...» (А.С. Макаренко).
Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать. История УС «РИТМ» началась в 2008/2009 учебном году. Этот проект направлен на формирование и развитие у каждого лицеиста таких социальных умений как:
• адекватная оценка лицеистами своих умений, навыков, способностей и их дальнейшее развитие;
• умение понимать и принимать мнение других, освоение культуры демократических отношений;
• осуществление выбора в рамках принятых правил и успешная реализация в выбранной деятельности;
• успешная адаптация в коллективе и умение работать в команде;
• формирования у лицеистов навыков целеполагания, планирования, анализа деятельности; ответственность за порученное дело.
Принципы
построения ученического самоуправления:
• принцип демократического централизма. Он означает выборность всех руководящих органов самоуправления снизу доверху; периодическую отчетность рабочих органов самоуправления общему собранию; обязательность решений высших органов для низших; коллективность в работе; личную ответственность каждого за выполнение своих обязанностей; требует строгой дисциплины, выполнение Устава, правил внутреннего распорядка.
• принцип педагогического содействия Заключается в том,что педагогический коллектив посредством педагогов консультантов классные руководители через представителей класса осуществляют педагогическое влияние на всех учащихся лицея, учат их методике организации и управления, помогая тем самым развитию общешкольного коллектива.
• принцип конкретной предметной деятельности. Требует реальной организации самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления, который живет и развивается, нет деятельности – нет и органа самоуправления. Коллектив создает органы самоуправления либо под традиционную деятельность, либо под ту, которую необходимо развивать в коллективе, исходя из роста.
• принцип единого планирования. Заключается в том, что в планах воспитательной работы учитываются возможности всех первичных коллективов с тем, чтобы все учащиеся лицея при реализации планов были вовлечены в разностороннюю общественно – полезную деятельность.
• принцип развития инициативы и самодеятельности учащихся. Заключается в том, что педагоги учат детей самоорганизации, стимулируют инициативу и самостоятельность самих учащихся.
• принцип преемственности и сменяемости актива. Заключается в установлении товарищеских взаимосвязи старших учащихся с младшими в работе соответствующих разновозрастных комиссий, советов, где младшие учатся у старших, а старшие готовят себе смену. Сменяемость – в течение года у учащихся сменяются должности. Занятие «руководящих» должностей сочетается с «рядовой». Таким образом, формируются умения и руководить, и подчиняться.
• принцип единства прав и обязанностей учащихся. Означает сочетание их общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления.
Задачи:
• Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социа¬лизацию каждого учащегося.
• Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого уча¬щегося с учетом его возможностей.
• Предоставление учащимся возможности моделирования вместе с педагогами системы управления школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).
• Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, уме¬ний, начальных навыков коллективной и руководящей деятельности.
• Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстника¬ми и взрослыми.
• Использование адекватных форм в реализации своих замыслов.
• Диагностирование и анализ результатов деятельности обучающегося и его окружения.
• Развитие инициативы, творческой индивидуальности обучающегося;
• Развитие умений включаться в диалог со сверстниками и педагогами по решению поставленных задач.
• Умение проявлять свои познания, пытаться анализировать ситуацию, выражать своё к ней отношение.
• Развитие готовности быть активным, умение вести работу самостоятельно.
Жизнедеятельность УС «РИТМ» осуществляется согласно Положению об ученическом самоуправлении. УС «РИТМ» имеет двухуровневую структуру:
1 уровень
2 уровень
Ежегодно реализация модели самоуправления начинается в первых числах сентября с собрания учеников «Каждому - дело по душе», на котором учащиеся 11-х классов презентуют деятельность УС «РИТМ» за прошедший учебный год, тем самым пробуждают интерес у учащихся 9-10-х классов к жизнедеятельности лицейского сообщества.
Как показывает практика, у подавляющего большинства учащихся 9-10-х классов отсутствует опыт участие в ученическом самоуправлении. Поэтому очень важна информация о том, что представляет собой самоуправление как таковое. С этой целью с вновь избранным советом УС «РИТМ», в который входят старосты, заместители старост, председатель совета общежития, секретарь первичной организации ОО «БРСМ», проводится практическое занятие «Ученическое самоуправление в лицее: сила в ПРАВдЕ». Название практикума выбрано не случайно и содержит ключевые слова: право, правда (истина), самоуправление.
В ходе занятия определяют многообразие толкований слова “право”. С одной стороны право человека – это гарантированная государством потенциальная возможность личности действовать по своему усмотрению. Со временем права человека превратились из идей в юридические нормы. В широком смысле “право” стало означать систему правовых норм, действующих в государстве. Какие же нормы регулируют взаимодействие учеников и учителей в лицее? Как регламентирована деятельность ученического самоуправления? Чтобы ответить на эти вопросы, активисты знакомятся с такими локальными актами как «Положение об ученическом самоуправлении «РИТМ», Устав лицея и Положение об общежитии. В частности, все участники УС «РИТМ» имеют право:
• участвовать в работе ученических собраний;
• проводить опросы, анкетирования, тестирования с целью выявления мнений, с учётом которых планируется и организуется работа Совета УС «РИТМ»;
• вносить предложения по вопросам внутренней жизни лицея на обсуждение администрации учреждения образования, родительских комитетов классов, правления Попечительского совета;
• принимать участие в мероприятиях, проводимых в лицее;
• выражать своё мнение, касающееся совершенствования лицейского образовательного пространства;
• участвовать в рамках своей компетенции в планировании деятельности лицея в и выполнении принятого плана;
• выражать и отстаивать интересы УС «РИТМ»;
• избирать и быть избранными в руководящий орган организации.
Права учащихся уравновешиваются обязанностями и основываются на принципах демократии.
Тема прав человека имеет не только юридические, но и этические аспекты. В названии практикума слово «право» спряталось в другом слове – «правда». Вниманию учащихся предлагаются поговорки, народные изречения раскрывающие суть слова «правда» и его взаимосвязь со словом «право». Таким образом, на практическом занятии учащиеся пытаются убедиться или опровергнуть тот факт, что ученическое самоуправление реализуется через право каждого лицеиста участвовать в жизни лицея. Но реализация этого права носит моральный характер: «Реализуя свои права, не ущемляй права других».
Обучение ученического актива направлено на то, чтобы полученные знания учащиеся несли в свои классные коллективы. В 60-е годы прошлого века Эдгар Дейл провел исследования, касающиеся уровня эффективности процесса обучения в зависимости от степени активного участия лиц, вовлеченных в этот процесс. В результате этих исследований четко просматривается зависимость роста количества запоминаемых сведений от степени активного участия и вовлечения участников в определенные действия. Отсюда и появилась идея использовать в практикуме «Ученическое самоуправление в лицее: сила в ПРАВдЕ» активизирующие методы для повышения эффективности обучения. Поэтому важной частью занятия является состоящая из нескольких этапов работа в группах по методике «Экспертные группы».
Работа в группах
”Слышу и забываю. Вижу и запоминаю. Делаю и понимаю”
Конфуций
Исходя из того, что важным элементом функционирования ученического самоуправления является выборность лидера актива УС «РИТМ», мы предлагем к рассмотрению в группах тексты на следующие темы: «Из истории избирательного права», «Основные черты избирательного права», «Избирательные системы в Республике Беларусь», «Выборы лидера УС «РИТМ».
1 этап
Участники практикума разбиваются на группы, в которые входит равное количество человек. В каждой группе ученики присваивает себе букву в алфавитном порядке А, Б, В, Г и т.д.
2 этап
Каждой группе раздается столько определенных отрывков текста, сколько членов насчитывает группа. Например, четыре участника первой группы, получают 4 идентичных отрывка первой части и т.д. Члены отдельных групп, разрабатывающие один и тот же фрагмент материала, становятся экспертами. После ознакомления с текстом они совместно упорядочивают приобретенные знания, выясняют сомнения и размышляют о том, как лучше обучить остальных участников этой части материала.
3 этап
Участники образуют новые группы таким образом, чтобы в новообразованные коллективы входили по одному человеку от 1, 2, 3 и т. д. групп (группируются в соответствии с буквой А, с буквой Б и т.д.) Затем все они передают друг другу ранее приобретенные знания. Начинает лицо, у которого есть первый отрывок текста. Каждый член группы должен овладеть материалом полностью (А + Б + В + Г).
4 этап
Проверка уровня знаний среди участников, путем составления отдельными группами вопросов, адресованных друг другу.
Таким образом, данная форма проведения практикума предоставляет учащимся большие возможности в области передачи знаний, выработки умений и моделирования определенного поведения у участников занятий. Активные методы обучения привлекают в равной степени ум, чувства, волю и эмоции участника.
Вооружившись теоретическими и практическими знаниями, члены совета УС «РИТМ» организуют избирательную кампанию «Лидер ученического самоуправления на текущий учебный год». На пост Лидера УС «РИТМ» могут баллотироваться старосты 9-11-х классов.
Демократическая игра «Выборы лидера» представляет собой избирательную кампанию с выдвижением кандидатов на пост Лидера. Участие в такой политико-правовой игре дает возможность обучающимся приобрести конкретный гражданский опыт, освоить правила демократического устройства своей организации, освоить процедуру выборов, обучиться избирательным технологиям и примерить на себя роль избирателя и кандидата, воспользовавшись своим гражданским правом избираться и быть избранным.
Процедура выборов проходит под лозунгом «Лидерство – это дорога, идя по которой, вы найдете лучшее, что может предложить жизнь» и включает в себя следующие этапы:
1. Пиар-проект класса в поддержку своего лидера в рамках фестиваля «Алло, мы ищем таланты!».
2. Выпуск агитационных листовок (Приложение1). Донести информацию другим людям можно не только при непосредственном общении, но и визуальными средствами. При этом необходимо помнить, что при отсутствии контакта с потенциальным собеседником листовки должны быть более конкретные, лаконичные и убедительны, так как не имеем возможности дополнительно что-то объяснить или уточнить. Авторы агитационного материала должны придерживаться следующих правил:
• листовка печатается на одной стороне листа формата А4;
• используется простой шрифт, который легко читается;
• цветовая гамма ограничена и для лучшего восприятия должна содержать не более трёх цветов;
• содержание листовки должно быть простым и привлекать внимание с первых строк, можно использовать фотографию лидера;
• текст должен быть кратким, написанный простым, но живым и эмоциональным языком;
• смысловым завершением листовки является лозунг, слоган и призыв.
3. Выступление агитбригад в поддержку своего кандидата на классных и информационных часах классных коллективах соперников.
4. Социально значимые, культурно-массовые физкультурно-оздоровительные акции в поддержку своего кандидата.
5. Дебаты кандидатов в лидеры УС «РИТМ», которые имеют следующую структуру:
• Вопрос: «Самоуправление – это….» (Ответ до 1 минуты на каждого участника из оппонирующих сторон; на формулировку вопроса участникам до 2 минут; по 1 вопросу от участника (вопрос должен пошатнуть позицию оппонента); оппонент отвечает на поставленный вопрос в течение 30 секунд).
• Вопрос: «Взаимодействие с учителями и родителями… Это благо для ученического самоуправления?» (Ответ до 1 минуты на каждого участника из оппонирующих сторон; по 1 вопросу от участника (вопрос должен пошатнуть позицию оппонента); на формулировку вопроса участникам до 2 минут; оппонент отвечает на поставленный вопрос в течение 30 секунд).
• «Свободный микрофон». Тема выступления: «Когда я стану лидером ученического самоуправления «РИТМ»….» (Презентация предвыборной программы кандидатов до 3 мин, вопросы оппонентов и зрителей).
В дебатах участвуют не только кандидаты в лидеры УС «РИТМ», но и их доверенные лица. Доверенное лицо презентует лицеиста, баллотирующегося на пост лидера, что позволяет более многогранно отразить личностные и общественно значимые черты претендента. Интеллектуальная игра «Дебаты кандидатов в лидеры» представляет собой поединок кандидатов и их доверенных лиц. Отстаивание противоположных точек зрения на одну проблему позволяет обучающимся приобрести конкретный опыт деловых переговоров, дискуссий, дебатов, вырабатывает умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, развивает речь. Благодаря постоянному участию в такой игре, развиваются лидерские качества личности. Подростки учатся слушать оппонента, тактично отвечать, отстаивая свою точку зрения, находить, а также точно и лаконично излагать свои аргументы «за» и «против». В ходе предвыборных дебатов кандидаты в лидеры ученического самоуправления представляют учащимся лицея свои программы. При этом, "кандидатами" строго соблюдают требования законодательства и нормы этики. Избирателям же во время дебатов предоставляется возможность задать кандидатам волнующие их вопросы из лицейской жизни.
Данные игровые технологии пользуется большой популярностью у подростков и уже дает свои результаты. Ребята отмечают, что у них возрастает уверенность в себе, инициативность, чувство ответственности. Лицеисты получают опыт партнерского взаимодействия как со сверстниками, так и с взрослыми (родителями, учителями, администрацией лицея и т.д.)
6. День тишины. (Формирование списков выборщиков. Распределение по классам бюллетеней для голосования. Инструктаж общественных наблюдателей. Опечатывание урны для голосования).
7. День выборов. (Голосование, в котором имеют возможность принять участие все ученики 10-11-х классов. Подсчет голосов в присутствии наблюдателей. Определение победителя).
Как показала практика, в выборах лидера ученического самоуправления принимают участие около 95% учащихся лицея. Этот факт красноречиво говорит о том, что лицеисты заинтересованы в деятельности ученического самоуправления и видят в нем реальную возможность реализовать себя за годы учебы в лицее.
По традиции вновь избранный лидер УС «РИТМ» присягает на верность ученическому сообществу в День лицеиста на торжественном мероприятии «Виват, лицеист!»
По окончании полномасштабной избирательной кампании жизнь в лицейском ученическом сообществе не замирает, а только набирает обороты. Если спросить у лицеистов: «Что происходит в лицее во вторник в 16.00», ответ будет однозначный: «Начинается заседание совета УС «РИМТ». Принадлежность к дружному коллективу учащихся — активу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, - играет важную роль для лицеистов. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у активистов УС «РИТМ» вырабатывается «направленность на других людей». Представляя интересы всего ученического коллектива, члены совета организовывают и проводят те мероприятия, которые традиционно интересны ученикам, педагогам, родителям и даже выпускникам лицея. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс: самоуправление делает лицейскую жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Не такой хороший лидер тот, кому люди покоряются. Хуже тот лидер, которого люди презирают. Хороший лидер тот, о существовании которого люди просто знают. А самый хороший лидер тот, при котором люди говорят: «Мы сделали это сами!»- это высказывание Лао-Цзы актуально и в наше время. Без преувеличения можно сказать, что жизнь лицейского сообщества наполнена красочными событиями, положительными эмоциями и чувством коллективизма.
День белорусской письменности, фестиваль «Алло, мы ищем таланты!», посвящение в лицеисты «Виват, лицеист!», напутствие участникам республиканской олимпиады школьников и научно-исследовательских конференций «Посидим на дорожку», спортивный праздник «Классные танцы», новогодний КВН, чествование победителей олимпиады и научно-исследовательских конференций «на вершине Олимпа», кулинарный конкурс «Бистро по-лицейски», акция «Съешь обед, не оставляй соседу» («народное» название акции «Чистая тарелка»), волонтерские акции и многие другие мероприятия реализуются силами ученического самоуправления. Каждое из этих событий находит свое отражение в информационном бюллетене «Post factum».
Не следует думать, что ученическое самоуправление в лицее развивается само по себе. УС «РИТМ» требует обязательного взаимодействия лицеистов и педагогов. Ученическое самоуправление, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его жизненный опыт как один из источников развития личности. Ребята раскроются только в том случае, если убедятся, что они значимы, их уважают, ценят их деятельность, инициативу, их хотят увидеть и услышать, они – союзники взрослых. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия обучающихся и педагогов. Грубой ошибкой было бы думать, что достаточно предоставить обучающихся самим себе, - и они начнут самостоятельно управлять своей жизнью.
На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное заинтересовать детей в современной деятельности.
Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции.
На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем, деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность.
За годы работы по организации и деятельности ученического самоуправления подобраны и апробированы следующие методы: метод педагогической поддержки, авансированного доверия, ответственного поручительства, метод проектов, метод «Мозгового штурма», технологии и организации коллективного творческого дела, создания ситуаций выбора и успеха, рефлексия, игровые технологии. Ведущими формами реализации поставленных задач являются: совместная деятельность обучающихся, социальное проектирование, сотрудничество с социумом, игровое взаимодействие и другие. Учащиеся нуждаются в помощи классных руководителей, учителей-предметников и других участников образовательного процесса, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить деятельность ученического самоуправления в нужное русло, помочь ученику в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Чтобы это помощь была профессиональной, ежегодно для диагностики межличностных отношений с целью их изменения, улучшения или совершенствования педагог-психолог, основываясь на методике социометрических измерений Дж.Морено, исследует структуры взаимоотношений в классных коллективах. Ученическое самоуправление: миф или реальность? Ответ на этот вопрос лежит не только в плоскости действительной самореализации лицеистов, но и подкрепляется результатами мониторинга. Ежегодно на начало и конец учебного года педагог-психолог с помощью методики М.И. Рожкова определяет уровень развития самоуправления в классных коллективах и в лицее в целом. Мониторинг развития самоуправления в 11-х классах отражает положительную динамику, выразившуюся в росте коэффициента самоуправления со среднего до высокого уровня. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.