ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ
системы образования Минской области
учреждения образования "Минский государственный областной лицей"
по учебным предметам химия и биология
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Ресурсный центр (далее – РЦ) по учебным предметам химия и биология является структурным компонентом методической сети Минской области и подразделением методической системы Минского государственного областного лицея, на базе которого осуществляется его деятельность. Данное Положение создано на основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2023 № 39.
1.2. Основанием для его создания явились достигнутые научно-обоснованные педагогические результаты Минского государственного областного лицея в области химии и биологии, обладающие потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования Минской области.
1.3. Критериями, в соответствии с которыми учреждение образования может являться РЦ:
1.3.1. наличие системы эффективной работы педагогического коллектива, результатов и предпосылок к результативной деятельности;
1.3.2. участие педагогических работников в методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и экспертной работе с учащимися и педагогами учреждений образования области;
1.3.3. наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов, позволяющих ему выступать в качестве РЦ по учебным предметам химии и биологии;
1.4. В своей деятельности РЦ руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, главного управления по образованию Минского облисполкома и настоящим Положением.
1.5. РЦ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с главным управлением по образованию Минского облисполкома, управлениями, отделами образования спорта и туризма райисполкомов, учреждениями образования Минской области, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования области.
1.6. Координацию деятельности РЦ осуществляет главное управление по образованию Минского облисполкома совместно с учреждением образования «Минский областной институт развития образования» (далее – МОИРО).
1.7. Создание в учреждении образования РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
1.8. РЦ не является юридическим лицом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Основные цели деятельности РЦ:
накопление, внедрение в практику работы Минского государственного областного лицея и учреждений образования Минской области материальных, методических и иных ресурсов для инновационного развития всех участников образовательного процесса;
повышение качества образования по учебным предметам биология и химия посредством создания единого организационно-методического и научно-педагогического пространства Минской области, обеспечивающего поиск, распространение и использование лучшего педагогического опыта в работе с одаренными учащимися Минской области по указанному выше направлению деятельности.
2.2. Задачами РЦ являются:
2.2.1. информационное, научно-методическое, консультационное обеспечение деятельности педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса для одаренных и высокомотивированных учащихся по учебным предметам химии и биологии;
2.2.2. привлечение к образовательному процессу лучших педагогических работников учреждений образования области и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений страны;
2.2.3. проведение олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей, конференций, симпозиумов, семинаров и подготовка обучающихся к участию в них;
2.2.4. обеспечение организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования, апробация и внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в области учебных предметов химии и биологии;
2.2.5. рациональное распределение и использование материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов;
2.2.6. консультирование учителей химии и биологии и оказание им информационно-методической поддержки по вопросам выбранного направления деятельности;
2.2.7. организация сетевого взаимодействия образовательных структур по соответствующим направлениям деятельности.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Организационно-методическая работа:
3.1.1. организация образовательного процесса учащихся области в области учебных предметов биология и химия в целях эффективной подготовки к участию в областных и республиканских мероприятиях по выбранному направлению деятельности;
3.1.2. формирование банка данных педагогических работников учреждений образования и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений для работы с учащимися;
3.1.3. формирование учебно-методической и материальной базы для осуществления деятельности по выбранному направлению;
3.1.4 организация и проведение областных мероприятий по выбранному направлению деятельности;
3.1.5. участие учащихся в международных, республиканских, областных конкурсах и других мероприятиях по выбранному направлению деятельности;
3.1.6. подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, других образовательных мероприятий по актуальным вопросам выбранного направления деятельности;
3.1.7. совершенствование научного и организационно-методического сопровождения образовательной деятельности учащихся;
3.1.8. организация сетевого взаимодействия образовательных структур области и республики.
3.2. Информационно-методическая работа:
3.2.1 формирование банка психолого-педагогических и методических материалов, связанных с использованием инновационных образовательных технологий, методов, приемов, и обеспечение доступа к ним учреждений образования области;
3.2.2 формирование фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по направлению деятельности РЦ;
3.2.3 проведение консультаций по вопросам функционирования учреждений образования по направлению деятельности РЦ;
3.2.4. взаимодействие с другими ресурсными центрами;
3.2.5. разработка методических рекомендаций по направлению деятельности РЦ.
3.3. Основные направления работы РЦ определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Директор учреждения образования «Минский государственный областной лицей» на основании приказа главного управления по образованию Минского облисполкома назначает руководителя РЦ.
4.4. Руководитель РЦ несет ответственность за деятельность РЦ в соответствии с законодательством Республики Беларусь, подотчетен директору учреждения образования.
4.5. Руководитель РЦ планирует свою деятельность на учебный год.
4.6. План работы РЦ утверждается директором учреждения образования и согласовывается с МОИРО.
4.7. МОИРО осуществляет комплексную методическую поддержку РЦ по выбранному направлению деятельности.
4.8. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций РЦ самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению, в том числе, собственное Положение о РЦ.
4.9. При наличии необходимых условий и средств с целью решения поставленных задач, учреждение образования вправе привлекать к участию в деятельности РЦ другие организации, в том числе иностранные и международные, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.
4.10. Руководитель РЦ ежегодно составляет отчет о проделанной работе, который предоставляется директору учреждения образования и в МОИРО.
4.12. Срок деятельности РЦ определяется приказом главного управления по образованию Минского облисполкома и составляет от 1 года до 3 лет в зависимости от направления деятельности и поставленных задач.
4.13. Руководитель учреждения образования в пятидневный срок после получения письма о согласовании создания или упразднении (прекращении деятельности) ресурсного центра принимает решение о создании или упразднении (прекращении деятельности) ресурсного центра и принятии иных мер по его реализации в соответствии с законодательством. Деятельность РЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя учебно-методических функций.
4.14. Основанием для прекращения деятельности РЦ является приказ главного управления по образованию Минского облисполкома.
4.15. Финансирование деятельности РЦ, его материально-техническое обеспечение производится за счёт бюджетных средств, выделенных на функционирование учреждения образования, в структуре которого он создан, и иных источников, не запрещенных законодательством.