ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" ("ШАГ")

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся X-XI классов в "Школе Активного Гражданина" в 2021/2022 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц.

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ "100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ"

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ШАГ": МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ "ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ


МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ "ШАГ"


Дата проведения: 23.09.2021

Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»

ШАГ 1 "Мы узнаём"

1.1. Информационный блок « Образование во имя будущего страны»

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого. Сфера образования – самая крупная отрасль Беларуси, и, так или иначе, она касается каждого. А потому и внимание к этой сфере со стороны белорусского государства особое.

В 2021/2022 учебном году в Беларуси функционирует 2940 государственных учреждений общего среднего образования, к учебным занятиям приступило около 1 млн 85 тыс. учащихся, в том числе 118 тыс. первоклассников. В 2021 году открыто 7 новых школ.

Стоит вспомнить о наших неспортивных олимпийских звездах – победителях международных предметных олимпиад. На этапе отбора в них участвуют около 600 тыс. учащихся, на республиканском – около 1,5 тыс. школьников. Состязания проводятся по 18 учебным предметам. В 2018/2019 учебном году впервые проведена олимпиада по физической культуре и здоровью. Это один из самых ярких примеров международной оценки качества нашего школьного образования. По результатам международного исследования качества среднего образования PISA, которое в Беларуси впервые проводилось в 2018 году, наши учащиеся из гимназий и лицеев оказались на уровне мировых лидеров.

Создание необходимых условий для развития молодежи, помощь подрастающему поколению в самореализации и материальное стимулирование за успехи – приоритетные направления государственной политики. 25 года назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят.

Фонд выплачивает стипендии, премии, оказывает единовременную материальную помощь одаренным юношам и девушкам. Его миссия – помогать в организации национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, финансировать участие творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства.

Под эгидой Международной федерации школьного спорта (ISF) в феврале 2019 года во французском Гренобле состоялась I Всемирная зимняя гимназиада среди школьников, участвовало 20 стран, около 600 спортсменов. Белорусская сборная завоевала на ней четыре медали: в биатлоне и керлинге. Наиболее значимым спортивным мероприятием для школьников является республиканская спартакиада, которая в соответствии с поручением Главы государства проводится ежегодно с 2006 года. На первом ее этапе участвует более 30 % учащихся, соревнуясь в 24 видах спорта.

Важной составляющей образовательного пространства общества является система дополнительного образования, которая позволяет формировать ценности, мировоззрение, гражданскую идентичность подрастающего поколения, мотивировать их в профессиональном самоопределении. В настоящее время в системе дополнительного образования функционирует 270 учреждений всех типов, из них: 184 – многопрофильных, 86 однопрофильных, в которых занимается более 390 тысяч учащихся. С каждым годом сфера дополнительного образования становится все более востребованной среди детей, родителей, педагогической общественности.

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует.

7 февраля 1852 года в Минске появилось первое ремесленническое товарищество. История же создания системы профессионального образования начинается с 29 января 1920 года, когда В. И. Ленин подписал декрет о создании Главного Комитета профессионально-технического образования.

В период становления Беларуси как суверенного и независимого государства развитие системы профессионального образования сопровождалось превращением ПТУ в профессиональные лицеи. Те учреждения, которые реализовывали интегрированные программы ПТО-ССО, стали профессионально-техническими колледжами. Отдельные из них перешли в статус учреждений среднего специального образования – колледжей. Но все это время бережно сохранялись традиции и достижения системы профобразования, которыми по праву гордятся граждане нашей страны.

На начало 2021/2022 учебного года функционируют 125 учреждений профессионально-технического образования и 41 учреждение образования других уровней, реализующих образовательные программы ПТО, 110 учреждений среднего специального образования, из них 9 – частной формы собственности, 84 учреждения образования других уровней, реализующих образовательные программы ССО.

Некоторые колледжи входят в состав университетов, что создает условия для реализации интегрированных образовательных программ среднего специального и высшего образования в сокращенные сроки. Подобная интеграция, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности профессионального образования, позволяет исключать дублирование содержания, привлекать к образовательному процессу в колледже профессорско-преподавательский состав вуза, вовлекать учащихся в университетские проекты и формировать у них интерес к научным исследованиям. Например, филиалами Белорусского национального технического университета являются 9 колледжей.

Система профессионального образования все больше ориентируется на развитие квалификаций, соответствующих современным требованиям рынка труда и международным стандартам движения WorldSkills International, к которому в 2014 году присоединилась Беларусь.

Движение WorldSkills International открыло для нашей страны доступ к бесценному опыту. Прежде всего, мы получили возможность реально оценить уровень подготовки молодых профессионалов и определить траектории дальнейшего развития профессиональных умений и навыков, повысить мотивацию рабочей молодежи к личностному и профессиональному росту. Одну золотую и 16 серебряных медалей привезла белорусская команда с первого открытого чемпионата «WorldSkills СНГ+», который прошел в столице Татарстана – городе Казани – в 2015 году.

На 43-м чемпионате мира «WorldSkills São Paolo 2015»в компетенции «Дизайн одежды» учащаяся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства» Ольга Закревская удостоилась медали за высшее профессиональное мастерство.

Там же медаль за высшее профессиональное мастерство получила Алеся Назарова из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания в компетенции «Парикмахерское искусство». По мнению президента международной организации WorldSkills International.

На «WorldSkills Abu Dhabi 2017» в АбуДаби единственной белорусской медалисткой стала парикмахер Надежда Каштелян из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания, в общекомандном зачете белорусская сборная поднялась с 37-го на 16-е место.

На соревнованиях «WorldSkills Kazan 2019» лауреатом в номинации «Best of Nation» («Гордость нации») от сборной Беларуси стала Ксения Шафранская из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания. На 45-м чемпионате сборная Беларуси показала лучший результат за всю нашу историю выступлений на соревнованиях WorldSkills: 15-е место в общекомандном зачете. По результатам основного зачета чемпионата «WorldSkills Kazan 2019» участники белорусской сборной награждены также медалями за высшее профессиональное мастерство: в номинации «Вебтехнологии» – учащийся Белорусской государственной академии связи Алексей Крупский, «Информационные кабельные сети» – выпускник той же академии Валентин Артеменок, «Технологии моды» – учащаяся Гродненского государственного колледжа техники, технологий и дизайна Юлия Маркевич.

Учреждения высшего образования (далее УВО) обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда.

Сегодня в республике функционируют: 42 государственных УВО (31 университет, 9 академий, 2 института); 8 УВО частной формы обучения.

Белорусские учреждения высшего образования участвуют в международных образовательных рейтингах. Репутация наших УВО на международном рынке образовательных услуг тесно переплетается с информационной открытостью самих высших учебных заведений и их маркетинговой деятельностью. Они включены в наиболее представительные международные рейтинги университетов мира. Например, БГУ входит в число лучших университетов мира.

Дальнейшее совершенствование и обновление системы высшего образования Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики страны с опорой на лучший педагогический опыт и учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

https://www.sb.by/articles/nash-povod-dlya-gordosti3434243.html

https://www.sb.by/articles/talanty-i-budushchee.html

https://president.gov.by/ru/belarus/social/education

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

Учащиеся 10-11-х классов подготовили презентации «Выбор профиля – выбор профессии», в рамках которых отразили возможные пути преемственности лицейского и высшего образования как совместного старта в профессиональное будущее.

Модераторы круглого стола акцентировали внимание на следующих вопросах:

• развитие познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиля обучения и профессии;

• формирование компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;

• применение полученных теоретических знаний на практике;

• освоение новых направлений и форм профориентации;

• получение опыта практической деятельности учащихся для осознанного профессионального самоопределения;

• формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды и рынка труда.

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся 11-х классов приняли решение через деятельность научного общества «Прометей» популяризировать среди учащихся 10-х классов исследовательскую деятельность:

• продолжить традицию проведения лицейской научной конференции;

• провести Нобелевскую конференцию с целью популяризации современных научных достижений;

• организовать образовательную экскурсию в Музей истории Национальной академии наук Беларуси.


Дата проведения: 22.04.2021

Тема: "Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года"

ШАГ 1 "Мы узнаём"

Знакомство учащихся с содержанием информационных блоков:

«Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»;

«Помнить ради будущего».

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

Обсуждение информации, полученной в ШАГе 1

Блок «Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»

День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов для белорусов священный праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам – всем, кто приближал Победу.

Вопросы для обсуждения:

Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о Великой Победе?

Победа ковалась и в тылу, и на фронте, и генералами, и солдатами, и женщинами, и детьми. Ради чего люди готовы были отдать свою жизнь? Что помогло им выстоять?

Что вы понимаете под «исторической памятью»? Аргументируйте свой ответ.

За три года оккупации Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, создали 260 лагерей смерти и 70 гетто, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн 200 тысяч советских граждан. Как вы считаете, должны ли эти факты стать исторической памятью для всех, кто живет на земле, обильно политой кровью её защитников? Аргументируйте свое мнение.

Что значит для вас и ваших ровесников – праправнуков тех, кто заплатил за Великую Победу своей жизнью, дата 9 мая?

Как вы отмечаете День Победы? Как в вашей семье хранят память о родных, участвовавших в Великой Отечественной войне?

Согласны ли вы с тем, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды? Аргументируйте свою точку зрения.

В фокусе обсуждения: День Победы, священный праздник, мужество и героизм защитников Отечества, память о Великой Отечественной войне; боль и горечь, гордость и слава белорусского народа; гордость за свою страну, подвиг советского солдата, уважение к истории своей страны, своей семьи; уважение к ветеранам войны; гражданская позиция, патриотизм.

Блок «Помнить ради будущего»

Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила».

Вопросы для обсуждения:

В марте в Беларуси проходила масштабная республиканская акция «Приди и поклонись. Живая дорога памяти». Принимали ли вы участие в мероприятиях данной акции? Как вы думаете, почему она названа именно так?

Хатынь – это памятник сожжённым фашистами белорусским деревням, символ скорби о тех, кто сгорел в них заживо. Что вы знаете о трагедиях в Борках, Ола, Дальве, Усакино, Шуневке, Озаричах, о мемориалах «Тростенец», «Яма», «Красный Берег»? Есть ли среди вас те, кто побывал в этих местах? Поделитесь своими впечатлениями.

Если кто-то из вас принимал участие гражданско-патриотическом марафоне, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым», который был организован на национальном образовательном портале, расскажите о представленных проектах.

На каких принципах, по вашему мнению, должны строиться отношения между народами, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

В фокусе обсуждения: трагедия, уважение к истории своей страны, историческая память белорусского народа, гражданская позиция, неравнодушие, героизм, гордость за свой народ, подвиг народа, уважение к памяти защитников Отечества, к ветеранам и участникам войны, гордость за свою страну, сопричастность к истории страны.

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Подведение итогов обсуждения. В рамках данного этапа целесообразно обсудить участие в следующих мероприятиях:

республиканской акции «Беларусь помнит»;

республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним»;

благоустройстве воинских захоронений, памятников, мемориальных комплексов;

разработке экскурсионных военно-исторических маршрутов и экскурсионных программ по местам воинской славы;

конференции учащихся «Нам этот мир завещано беречь»;

республиканской культурно-творческой акции «Послание ветерану»;

вахте памяти, акции «Дом без одиночества», «Забота», «Ветеран живет рядом», «Жизнь как подвиг» и др.

На сайте Национального института образования можно скачать презентацию.


Дата проведения: 25.03.2021

ТЕМА: "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России)

ШАГ 1 "Мы узнаём"

Информационный блок:

1. Единение народов Беларуси и России: события, факты.

2. Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи.

Познакомившись с тематикой "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России), учащиеся рассуждали о значимости интеграции России и Беларуси, о ценности исторических, культурных и экономических связей между странами. Учащиеся знают, что развитие Союзного государства дает большие возможности для сотрудничества, для дружеских отношений, для общей безопасности. Ребята понимают, что им, как молодому поколению, продолжать добрые традиции, хранить братскую дружбу и тесные связи.

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе учащиеся ответили на следующие вопросы:

• Часто можно услышать, что «белорусско-российское братство прошло испытание временем». Как вы это понимаете?

• Почему 2 апреля отмечают как День единения народов Беларуси и России?

• Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства? Аргументируйте свой ответ.

• Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?

• Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся приняли решение об участии в историческом проекте "Цифровая звезда", инициированном Молодёжной палатой при Парламентском Собрании Беларуси и России в 2020 году.

Проект "Цифровая звезда" создан для поиска памятников Великой Отечественной войны и направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого.

В фокусе обсуждения: молодежная политика, молодежные программы Союзного государства, содружество, сотрудничество, молодежные инициативы, творческий потенциал молодежи, достижения культур братских народов, сохранение общего духовного богатства, укрепление дружеских связей, патриотическое воспитание, молодежное движение Союзного государства, межрегиональное молодежное сотрудничество.


Дата проведения 25.02.2021

Тема: "В единстве народа – сила независимого государства"

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: "Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси"; "Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее"; "Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)".

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы:

• 2021 год объявлен Годом народного единства. Почему он так важен для Беларуси? Для чего нам нужно единство?

• Как вы думаете, когда возникает и в чем проявляется единство народа любой страны?

• Как вы думаете, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого?

• Что бы вы могли предложить для укрепления единства народа в нашей стране, в вашем регионе?

• В Беларуси предлагается установить новый государственный праздник – День народного единства. В чем значимость такого праздника для современной Беларуси?

• Как в тексте Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?

• Всебелорусское народное собрание – это особая форма народовластия, позволяющая гражданам страны более широко участвовать в делах государства. Как вы считаете, почему Всебелорусское народное собрание и подготовку к нему часто определяют как "диалог между властью и народом"?

• Кто может стать делегатом Всебелорусского народного собрания?

• Какие значимые решения принимались на предыдущих Всебелорусских народных собраниях?

• Как вы думаете, какова роль диалоговых площадок в выработке решений VI Всебелорусского народного собрания?

• Назовите ключевые направления социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.

• Как вы думаете, почему 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – праздник символического единения прошлого и настоящего?

• Что вы знаете о Вооруженных Силах Беларуси?

• Как вы считаете, почему в мирной Беларуси большое внимание уделяется обеспечению высокой боеспособности армии?

• Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит: "Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь". Как вы понимаете эти слова?

В ходе реализации ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ" были подведены итоги. Учащиеся высказались, насколько была актуальна данная тема для каждого из них. Учащимся было предложено поучаствовать в следующих мероприятиях:

• республиканская народно-патриотической акция "Мы – вместе!" под девизом "Мы – объединяем!";

• всебелорусская молодежная экспедиция "Маршрутами памяти. Маршрутами единства";

• всебелорусская акция "Мы – граждане Беларуси!".

• использование информационного пространства газеты "Лицейский экспресс" и теленовостей "ЛИК: лицейский интерактивный калейдоскоп" как диалоговых площадок, которые помогут учащимся проявить себя, свой потенциал, свободно общаться и обмениваться идеями и опытом.


Дата проведения: 28.01.2021

Тема: "Белорусская наука: в ногу со временем".

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»; «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»; «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать».

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы: Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых? Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки? Как влияют научные открытия на нашу жизнь?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ".

Лицеисты ознакомились с документальными фильмами, созданными телестудией "МГОЛ-ТВ" и посвященные различным аспектам истории белорусской науки. Педагоги предложили учащимся продолжить популяризацию достижений белорусской науки посредством создания теле- и печатных продуктов соответствующей тематики.