ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" ("ШАГ")

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся X-XI классов в "Школе Активного Гражданина" в 2020/2021 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц.

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ "100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ"

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ШАГ": МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ "ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ


МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ "ШАГ"


Дата проведения: 22.04.2021

Тема: "Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года"

ШАГ 1 "Мы узнаём"

Знакомство учащихся с содержанием информационных блоков:

«Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»;

«Помнить ради будущего».

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

Обсуждение информации, полученной в ШАГе 1

Блок «Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»

День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов для белорусов священный праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам – всем, кто приближал Победу.

Вопросы для обсуждения:

Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о Великой Победе?

Победа ковалась и в тылу, и на фронте, и генералами, и солдатами, и женщинами, и детьми. Ради чего люди готовы были отдать свою жизнь? Что помогло им выстоять?

Что вы понимаете под «исторической памятью»? Аргументируйте свой ответ.

За три года оккупации Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, создали 260 лагерей смерти и 70 гетто, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн 200 тысяч советских граждан. Как вы считаете, должны ли эти факты стать исторической памятью для всех, кто живет на земле, обильно политой кровью её защитников? Аргументируйте свое мнение.

Что значит для вас и ваших ровесников – праправнуков тех, кто заплатил за Великую Победу своей жизнью, дата 9 мая?

Как вы отмечаете День Победы? Как в вашей семье хранят память о родных, участвовавших в Великой Отечественной войне?

Согласны ли вы с тем, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды? Аргументируйте свою точку зрения.

В фокусе обсуждения: День Победы, священный праздник, мужество и героизм защитников Отечества, память о Великой Отечественной войне; боль и горечь, гордость и слава белорусского народа; гордость за свою страну, подвиг советского солдата, уважение к истории своей страны, своей семьи; уважение к ветеранам войны; гражданская позиция, патриотизм.

Блок «Помнить ради будущего»

Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила».

Вопросы для обсуждения:

В марте в Беларуси проходила масштабная республиканская акция «Приди и поклонись. Живая дорога памяти». Принимали ли вы участие в мероприятиях данной акции? Как вы думаете, почему она названа именно так?

Хатынь – это памятник сожжённым фашистами белорусским деревням, символ скорби о тех, кто сгорел в них заживо. Что вы знаете о трагедиях в Борках, Ола, Дальве, Усакино, Шуневке, Озаричах, о мемориалах «Тростенец», «Яма», «Красный Берег»? Есть ли среди вас те, кто побывал в этих местах? Поделитесь своими впечатлениями.

Если кто-то из вас принимал участие гражданско-патриотическом марафоне, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым», который был организован на национальном образовательном портале, расскажите о представленных проектах.

На каких принципах, по вашему мнению, должны строиться отношения между народами, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

В фокусе обсуждения: трагедия, уважение к истории своей страны, историческая память белорусского народа, гражданская позиция, неравнодушие, героизм, гордость за свой народ, подвиг народа, уважение к памяти защитников Отечества, к ветеранам и участникам войны, гордость за свою страну, сопричастность к истории страны.

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Подведение итогов обсуждения. В рамках данного этапа целесообразно обсудить участие в следующих мероприятиях:

республиканской акции «Беларусь помнит»;

республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним»;

благоустройстве воинских захоронений, памятников, мемориальных комплексов;

разработке экскурсионных военно-исторических маршрутов и экскурсионных программ по местам воинской славы;

конференции учащихся «Нам этот мир завещано беречь»;

республиканской культурно-творческой акции «Послание ветерану»;

вахте памяти, акции «Дом без одиночества», «Забота», «Ветеран живет рядом», «Жизнь как подвиг» и др.

На сайте Национального института образования можно скачать презентацию.


Дата проведения: 25.03.2021

ТЕМА: "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России)

ШАГ 1 "Мы узнаём"

Информационный блок:

1. Единение народов Беларуси и России: события, факты.

2. Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи.

Познакомившись с тематикой "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России), учащиеся рассуждали о значимости интеграции России и Беларуси, о ценности исторических, культурных и экономических связей между странами. Учащиеся знают, что развитие Союзного государства дает большие возможности для сотрудничества, для дружеских отношений, для общей безопасности. Ребята понимают, что им, как молодому поколению, продолжать добрые традиции, хранить братскую дружбу и тесные связи.

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе учащиеся ответили на следующие вопросы:

• Часто можно услышать, что «белорусско-российское братство прошло испытание временем». Как вы это понимаете?

• Почему 2 апреля отмечают как День единения народов Беларуси и России?

• Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства? Аргументируйте свой ответ.

• Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?

• Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся приняли решение об участии в историческом проекте "Цифровая звезда", инициированном Молодёжной палатой при Парламентском Собрании Беларуси и России в 2020 году.

Проект "Цифровая звезда" создан для поиска памятников Великой Отечественной войны и направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого.

В фокусе обсуждения: молодежная политика, молодежные программы Союзного государства, содружество, сотрудничество, молодежные инициативы, творческий потенциал молодежи, достижения культур братских народов, сохранение общего духовного богатства, укрепление дружеских связей, патриотическое воспитание, молодежное движение Союзного государства, межрегиональное молодежное сотрудничество.


Дата проведения 25.02.2021

Тема: "В единстве народа – сила независимого государства"

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: "Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси"; "Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее"; "Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)".

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы:

• 2021 год объявлен Годом народного единства. Почему он так важен для Беларуси? Для чего нам нужно единство?

• Как вы думаете, когда возникает и в чем проявляется единство народа любой страны?

• Как вы думаете, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого?

• Что бы вы могли предложить для укрепления единства народа в нашей стране, в вашем регионе?

• В Беларуси предлагается установить новый государственный праздник – День народного единства. В чем значимость такого праздника для современной Беларуси?

• Как в тексте Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?

• Всебелорусское народное собрание – это особая форма народовластия, позволяющая гражданам страны более широко участвовать в делах государства. Как вы считаете, почему Всебелорусское народное собрание и подготовку к нему часто определяют как "диалог между властью и народом"?

• Кто может стать делегатом Всебелорусского народного собрания?

• Какие значимые решения принимались на предыдущих Всебелорусских народных собраниях?

• Как вы думаете, какова роль диалоговых площадок в выработке решений VI Всебелорусского народного собрания?

• Назовите ключевые направления социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.

• Как вы думаете, почему 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – праздник символического единения прошлого и настоящего?

• Что вы знаете о Вооруженных Силах Беларуси?

• Как вы считаете, почему в мирной Беларуси большое внимание уделяется обеспечению высокой боеспособности армии?

• Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит: "Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь". Как вы понимаете эти слова?

В ходе реализации ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ" были подведены итоги. Учащиеся высказались, насколько была актуальна данная тема для каждого из них. Учащимся было предложено поучаствовать в следующих мероприятиях:

• республиканская народно-патриотической акция "Мы – вместе!" под девизом "Мы – объединяем!";

• всебелорусская молодежная экспедиция "Маршрутами памяти. Маршрутами единства";

• всебелорусская акция "Мы – граждане Беларуси!".

• использование информационного пространства газеты "Лицейский экспресс" и теленовостей "ЛИК: лицейский интерактивный калейдоскоп" как диалоговых площадок, которые помогут учащимся проявить себя, свой потенциал, свободно общаться и обмениваться идеями и опытом.


Дата проведения: 28.01.2021

Тема: "Белорусская наука: в ногу со временем".

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»; «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»; «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать».

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы: Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых? Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки? Как влияют научные открытия на нашу жизнь?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ".

Лицеисты ознакомились с документальными фильмами, созданными телестудией "МГОЛ-ТВ" и посвященные различным аспектам истории белорусской науки. Педагоги предложили учащимся продолжить популяризацию достижений белорусской науки посредством создания теле- и печатных продуктов соответствующей тематики.