ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" ("ШАГ")

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся X-XI классов в "Школе Активного Гражданина" в 2020/2021 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц.

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ "100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ"

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ШАГ": МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ "ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА" В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ


МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ "ШАГ"


Дата проведения: 25.05.2021

Тема: "Семья – опора государства, оплот свершений и побед"

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

1.1. Информационный блок "Благополучие семьи – залог развития и прогресса страны"

Ежегодно 15 мая отмечается Международный день семей (International Day of Families). Праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1993 году с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, семейным ценностям, вопросам материнства и воспитания детей.Семья для каждого человека – настоящая ценность в жизни.

Благополучие семьи – мерило развития общества и государства. В нашей стране проблемам семьи уделяется самое пристальное внимание. Одна из основных идей государственной политики может быть выражена девизом: "Крепкая семья – сильное государство". Данная идея реализуется в Конституции Республики Беларусь (Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства), в Законе Республики Беларусь "О правах ребенка", Законе Республики Беларусь "О здравоохранении", Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Государственной программе "Здоровье народа и демографическая безопасность" и др.

Важнейшим направлением белорусской государственной семейной политики является охрана материнства и детства. В стране создана надежная система защиты семей с детьми, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права. Совершенствуется поддержка молодых семей, предполагающая в случае рождения ребенка улучшение жилищных условий, выделение безвозмездных субсидий, использование гибких схем льготного кредитования. Особое внимание уделяется многодетным семьям.

Для поддержки семей с детьми реализуется комплекс мер с особым акцентом на многодетные семьи:

выплата пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

предоставление семейного капитала многодетным семьям;

социальное обслуживание семей с детьми;

государственная поддержка при строительстве (реконструкции) жилья;

обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и другие виды государственной адресной социальной помощи;

гарантии в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Труд материнства высоко оценивается на государственном уровне. Для матерей, достойно воспитавших пятерых и более детей, предусмотрена государственная награда – орден Матери. С 1996 года в стране награждено более 10 тыс. матерей.

Государственная семейная политика выступает одним из ключевых направлений социальной политики Республики Беларусь и одной из основ демографической безопасности. Состояние института семьи, степень его устойчивости являются важнейшим индикатором демографического "здоровья" государства.

1.2. Информационный блок "Семья как колыбель общечеловеческих ценностей"

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди общечеловеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, ведь семья – естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, опора и поддержка, защита. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие.

Помощь государства в укреплении института семьи необходима. Однако семейное счастье – результат труда всех ее членов. Чтобы семья была здоровой и счастливой, необходимо соблюдать особые – семейные – законы:

ЗАКОН ЛЮБВИ,

ЗАКОН ОБЩЕНИЯ,

ЗАКОН РАЗВИТИЯ.

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На чем же должна строиться крепкая семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, одним словом, семейные ценности. Примеров семейных ценностей можно привести много, но рассмотрим только основные.

Доверительное общение. В кругу родных можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки.

Доброта. Только из семьи может идти желание помочь слабому, беззащитному, оказать поддержку и потребность быть полезным. Такие отношения делают семью гармоничной.

Уважение в семье к старшим, и к младшим. При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.

Честность. Семья – это место, где тебе не соврут. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

Взаимопонимание, то есть уважение интересов и стремлений всех членов семьи, понимание друг друга с полуслова. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и достигает высоких результатов в карьере, учебе, спорте и др.

Щедрость. Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к родным, в желании о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявление заботы, внимания к проблемам другого и желание помочь – вот то, что делает семью крепкой.

Семейные ценности – это ещё и обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Семейные традиции – это уважение к наследию предков, сформировавшееся в определенной культурно-исторической, территориальной, природной среде, открытость и уважение к культуре и взглядам других, передача от поколения к поколению духовного, культурного и социального наследия, сохраняющегося в семьях. Это сохранение преемственности поколений. Это любовь к своему народу, роду, к своим предкам, к родной природе и земле.

Учащиеся обсудили следующие традиции в современных семьях:

• совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях детей и внуков. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта;

• совместный вечерний досуг, например игра в настольные игры (домино, лото, шахматы и др.). Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную семью;

• экскурсии по памятным местам, музеям, паркам; посещение кинотеатров, театров, зоопарка и т.д.;

• совместные выезды в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь;

• совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой;

• совместные домашние дела. Справедливое разделение домашних дел между всеми членами семьи закладывает атмосферу поддержки друг друга;

• совместная работа по созданию генологического семейного древа, что позволяет закрепить семейные традиции, оценить вклад семьи в историю страны.

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся 10-х классов приняли решение в период летних каникул подготовить исследовательские работы "Генологическое древо моей семьи"


Дата проведения: 22.04.2021

Тема: "Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года"

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

1.1. Информационный блок "Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!"

9 мая День Победы. Для белорусов это священный праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам всем, кто приближал Победу.

Война длилась 1 418 дней и ночей и началась на белорусской земле 22 июня 1941 года. На страну обрушился удар невиданной силы. В первые дни войны вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города. Первыми врага встретили пограничники, но ни одна из застав не сдалась врагу и не оставила свой участок без приказа. Стойко держались защитники Брестской крепости, Минска, Могилева. 14 июля под Оршей против врага были впервые применены советские реактивные установки «Катюша». Сопротивление, оказанное врагу в боях на территории Беларуси, позволило сорвать немецкие планы стремительного наступления на Москву.

Однако, несмотря на проявленные мужество и героизм, территория Беларуси к началу сентября 1941 года была оккупирована немцами. После начала оккупации в Беларуси развернулось невиданное по своей массовости и упорству сопротивление врагу. Главной формой всенародной борьбы стало партизанское движение, в котором за годы Великой Отечественной участвовали более 374 тыс. партизан, свыше 70 тыс. человек насчитывало антифашистское подполье. В партизанских отрядах вместе с белорусами сражались представители разных народов Советского Союза и антифашисты из европейских стран.

Белорусы одна из наиболее пострадавших в результате войны наций. Гитлеровцы провели в Беларуси свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. Трагическим символом массового уничтожения мирного населения стала деревня Хатынь, в которой были убиты 149 жителей и сожжены 28 дворов. Судьбу Хатыни разделили 618 деревень, 188 из них не были восстановлены.

На территории Беларуси существовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. В их числе четвертый по величине в Европе лагерь смерти Тростенец, где были уничтожены более 200 тыс. человек.

В боевых действиях в годы войны участвовали 34,4 млн советских военнослужащих, в том числе более 1,3 млн белорусов и уроженцев Беларуси. За мужество и героизм свыше 300 тыс. из них награждены орденами и медалями. 444 воинам присвоено почетное звание Героя Советского Союза, из них 88 участникам подполья и партизанского движения в Беларуси, 70 человек стали полными кавалерами ордена Славы, 4 белоруса дважды Героями Советского Союза.

Беларусь в войне утратила более половины своего национального богатства. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Огромны были людские потери. По данным современных исследователей, за годы Великой Отечественной войны погибли от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси.

Вклад белорусского народа в Великую Победу, в дело разгрома фашизма получил признание во всем мире. Международная конференция, созванная 27 апреля 1945 года в Сан-Франциско для образования ООН, приняла решение о включении БССР в число стран учредителей этой международной организации.

1.2. Информационный блок "Помнить ради будущего"

Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей, трагедия затронула каждого белоруса. На протяжении многих лет народ Беларуси бережно хранят славу и величие защитников Родины.

События Великой Отечественной войны глубокой раной отпечатались в сердцах белорусского народа. О жертвах и подвиге наших отцов, дедов и прадедов свидетельствуют многочисленные обелиски, памятники и мемориальные комплексы.

Миллионы погибших, сотни искалеченных судеб, осиротевшие дети – такую цену заплатила белорусская земля за мир. Особую боль вызывают истории сожженных деревень.

В первый весенний месяц в Беларуси отдают дань памяти жителям деревни Хатынь, сожженной фашистами 22 марта 1943 года.

Накануне 78-й годовщины Хатынской трагедии в Беларуси прошли масштабная патриотическая акция "Память", общереспубликанская акция "Приди и поклонись. Живая дорога памяти". Ежедневно во всех областях и районных центрах шла работа по наведению порядка у обелисков, памятников, на территории мемориалов.

В Год народного единства белорусская молодежь инициировала наведение порядка на мемориалах, посвященных сожженным в годы Великой Отечественной войны деревням. В рамках патриотического проекта "Сестры Хатыни" активисты БРСМ благоустроили более 120 объектов. Волонтеры привели в порядок территорию сожженных в годы войны деревень Коренево (Бешенковичский район), Лабецкие (Браславский район), мемориального комплекса сожженным деревням в деревне Асташево (Лиозненский район), памятника сожженным деревням в Пружанах, памятника жителям сожженной деревни Ворони (Столинский район), братскую могилу погибшим землякам деревень Трахимовичи, Городки, Большая Воля, Дубровка (Дятловский район), мемориальный комплекс "Место сожженной деревни Любча" (Новогрудский район) и др.

В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле.

Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир.

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

Учащиеся 10-11-классов совершили заочную экскурсию по следующим мемориальным комплексам:

• Государственный мемориальный комплекс "Хатынь";

• Мемориальный комплекс "Ола" ( Светлогорский район Гомельской области);

• Мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области" ( д. Борки, Кировский район);

• Мемориальный комплекс "Дальва" ( Логойский район Минской области);

• Мемориал "Шауличи" (Волковыский район Гродненской области);

• Мемориальный комплекс "Дремлево" ( Жабинковский район Брестской области);

• Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму" на месте деревни Шуневка ( Докшицкий район Витебской области);

• Мемориал "Усакино" (в партизанских лесах Кличевского района Могилевской области);

• Мемориальный комплекс "Детям – жертвам ВОВ" в деревне Красный Берег

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся приняли решение продолжить лицейскую традицию видеолетописи о родственниках – участниках Великой Отечественной войны "Мы гордимся. Мы помним".


Дата проведения: 25.03.2021

ТЕМА: "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России)

ШАГ 1 "Мы узнаём"

Информационный блок:

1. Единение народов Беларуси и России: события, факты.

2. Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи.

Познакомившись с тематикой "Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства" (ко Дню единения народов Беларуси и России), учащиеся рассуждали о значимости интеграции России и Беларуси, о ценности исторических, культурных и экономических связей между странами. Учащиеся знают, что развитие Союзного государства дает большие возможности для сотрудничества, для дружеских отношений, для общей безопасности. Ребята понимают, что им, как молодому поколению, продолжать добрые традиции, хранить братскую дружбу и тесные связи.

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе учащиеся ответили на следующие вопросы:

• Часто можно услышать, что «белорусско-российское братство прошло испытание временем». Как вы это понимаете?

• Почему 2 апреля отмечают как День единения народов Беларуси и России?

• Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства? Аргументируйте свой ответ.

• Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?

• Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"

Учащиеся приняли решение об участии в историческом проекте "Цифровая звезда", инициированном Молодёжной палатой при Парламентском Собрании Беларуси и России в 2020 году.

Проект "Цифровая звезда" создан для поиска памятников Великой Отечественной войны и направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого.

В фокусе обсуждения: молодежная политика, молодежные программы Союзного государства, содружество, сотрудничество, молодежные инициативы, творческий потенциал молодежи, достижения культур братских народов, сохранение общего духовного богатства, укрепление дружеских связей, патриотическое воспитание, молодежное движение Союзного государства, межрегиональное молодежное сотрудничество.


Дата проведения 25.02.2021

Тема: "В единстве народа – сила независимого государства"

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: "Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси"; "Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее"; "Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)".

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы:

• 2021 год объявлен Годом народного единства. Почему он так важен для Беларуси? Для чего нам нужно единство?

• Как вы думаете, когда возникает и в чем проявляется единство народа любой страны?

• Как вы думаете, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого?

• Что бы вы могли предложить для укрепления единства народа в нашей стране, в вашем регионе?

• В Беларуси предлагается установить новый государственный праздник – День народного единства. В чем значимость такого праздника для современной Беларуси?

• Как в тексте Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?

• Всебелорусское народное собрание – это особая форма народовластия, позволяющая гражданам страны более широко участвовать в делах государства. Как вы считаете, почему Всебелорусское народное собрание и подготовку к нему часто определяют как "диалог между властью и народом"?

• Кто может стать делегатом Всебелорусского народного собрания?

• Какие значимые решения принимались на предыдущих Всебелорусских народных собраниях?

• Как вы думаете, какова роль диалоговых площадок в выработке решений VI Всебелорусского народного собрания?

• Назовите ключевые направления социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.

• Как вы думаете, почему 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – праздник символического единения прошлого и настоящего?

• Что вы знаете о Вооруженных Силах Беларуси?

• Как вы считаете, почему в мирной Беларуси большое внимание уделяется обеспечению высокой боеспособности армии?

• Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит: "Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь". Как вы понимаете эти слова?

В ходе реализации ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ" были подведены итоги. Учащиеся высказались, насколько была актуальна данная тема для каждого из них. Учащимся было предложено поучаствовать в следующих мероприятиях:

• республиканская народно-патриотической акция "Мы – вместе!" под девизом "Мы – объединяем!";

• всебелорусская молодежная экспедиция "Маршрутами памяти. Маршрутами единства";

• всебелорусская акция "Мы – граждане Беларуси!".

• использование информационного пространства газеты "Лицейский экспресс" и теленовостей "ЛИК: лицейский интерактивный калейдоскоп" как диалоговых площадок, которые помогут учащимся проявить себя, свой потенциал, свободно общаться и обмениваться идеями и опытом.


Дата проведения: 28.01.2021

Тема: "Белорусская наука: в ногу со временем".

ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ"

Классные руководители ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»; «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»; «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать».

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"

На втором этапе было организовано обсуждение представленного материала. Учащиеся ответили на следующие вопросы: Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых? Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки? Как влияют научные открытия на нашу жизнь?

ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ".

Лицеисты ознакомились с документальными фильмами, созданными телестудией "МГОЛ-ТВ" и посвященные различным аспектам истории белорусской науки. Педагоги предложили учащимся продолжить популяризацию достижений белорусской науки посредством создания теле- и печатных продуктов соответствующей тематики.