Положение об ученическом самоуправлении
«Республики инициативной творческой молодежи»

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Устава учреждения образования «Минский государственный областной лицей» и направлено на регламентацию деятельности ученического самоуправления лицея.

1.2. Ученическое самоуправление «Республика инициативной творческой молодежи» (далее УС «РИТМ») – форма участия лицеистов в организации образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией.

1.3. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уставом лицея, а также настоящим Положением и иными локальными актами.

1.4. Деятельность УС «РИТМ» координируется непосредственно заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором, классными руководителями.

1.5. Педагогическая поддержка УС «РИТМ» предусматривает образовательное, воспитательное, идеологическое, управленческое, организационное, методическое сопровождение процесса функционирования УС «РИТМ».

1.6. Педагогическая поддержка УС «РИТМ» основывается на Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции развития детского движения в Республике Беларусь, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

1.7. Деятельность УС «РИТМ» осуществляется на добровольной основе и строится на следующих принципах:

• равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

• выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;

• откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

• законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

• целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

• гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

• самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;

• ответственность – необходимо отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями;

• сотрудничество - сочетание интересов всех участников лицейского образовательного пространства.

1.8. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: поддержание порядка и дисциплины в лицее, организация учебного процесса, организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

1.9. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому лицеисту принять участие в организаторской деятельности. Основными формами работы органов ученического самоуправления являются:

- коллективные творческие дела (познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые);

- дискуссии;

- клубная, кружковая работа;

- конкурсы, соревнования;

- деловые игры;

- мозговая атака, семинары, конференции;

- все, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

2. Цели и задачи

2.1. Цель УС «РИТМ»: создание и совершенствование условий для активного участия лицеистов в общественной жизни, воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

2.2.Задачи УС «РИТМ»:

• организовать в лицейском образовательном пространстве условия для выбора лицеистами поведенческой стратегии, направленной на успешную самореализацию;

• подготовить лицеистов к участию в демократически организованной общественной жизни;

• вовлекать лицеистов в органы самоуправления на уровне класса, учреждения образования;

• научить навыкам позитивного общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;

• организовать содружество и сотворчество детей и взрослых;

• воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

• воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитниками правды, добра и красоты.

3. Структура УС «РИТМ»

3.1. Структура ученического самоуправления «РИТМ» имеет 2 уровня. Первый уровень – ученическое самоуправление в классах, в которое входят классное ученическое собрание, староста класса, заместитель старосты, рабочие органы самоуправления (центры «Интеллект», «Здоровье», «Спадчына», «Вдохновение», «Человек среди людей», «Пресс - центр»). Второй уровень – общелицейское ученическое самоуправление, интересы которого представляют общелицейское ученическое собрание, Совет УС «РИТМ», Лидер и Вице - Лидер Совета УС «РИТМ».

3.2. Общелицейское ученическое собрание

3.2.1. Высшим органом ученического самоуправления является общелицейское ученическое собрание «Каждому – дело по душе».

3.2.2. Цель общелицейского ученического собрания: координация деятельности УС «РИТМ»

3.2.3. Функции общелицейского ученического собрания:

• утверждает перспективы развития образовательного учреждения и планы их реализации путем объединения усилий лицеистов, педагогов и родителей;

• определяет содержание деятельности всех органов ученического самоуправления в соответствии с целями и задачами развития лицея;

• устанавливает связи между всеми органами ученического самоуправления;

• устанавливает степень ответственности органов самоуправления 9-11-х классов в организации наиболее значимых для лицейского сообщества дел.

3.2.4. Порядок проведения общелицейское ученическое собрание:

• созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год;

• педагогическое сопровождение собрания осуществляется педагогом-организатором;

• состоит из делегатов от всех 10-11-х классов (10-15 человек) с правом голоса, а также педагогов и администрации лицея;

• решение собрания является правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей делегатов от классов и если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.

• Решение собрания, принятого в пределах его полномочий, обязательно для всех членов УС «РИТМ».

3.3. Совет УС «РИТМ»

3.3.1. В течение учебного года деятельностью УС «РИТМ» руководит Совет, в который входят старосты 9-11-х классов, секретарь первичной организации ОО «БРСМ», председатель Совета общежития.

3.3.2. Цель деятельности Совета УС «РИТМ»: управление деятельностью всех органов УС «РИТМ» и обеспечение их развития.

3.3.3. Функции Совета УС «РИТМ»:

• принимает участие в разработке годового плана лицея и помогает осуществлять планирование других органов самоуправления;

• изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов ученического самоуправления, общественное мнение учащихся школы;

• определяет цели, функции и содержание деятельности всех органов ученического самоуправления;

• координирует деятельность всех органов ученического самоуправления;

• обеспечивает мобилизацию коллективных усилий лицеистов и отдельных органов ученического самоуправления;

• создает при необходимости временные инициативные группы лицеистов;

• выносит на общелицейское ученическое собрание предложения по улучшению качества лицейского образовательного пространства;

• организует и проводит общелицейские дела и мероприятия;

• изучает, обобщает и распространяет опыт проведения мероприятий, акций, КТД;

• координирует развитие самоуправления в классных коллективах на основе мониторинга развития самоуправления (проводится СППС 2 раза в год);

• осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний ученического, педагогического и родительского коллективов.

3.3.4. Организация деятельности Совета УС «РИТМ»:

• избирается сроком на один год;

• заседания проводятся еженедельно;

• решения Совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава Совета и если за него проголосовало не менее двух третей присутствовавших;

• решения Совета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для всех членов УС «РИТМ»;

• решения Совета доводятся до лицеистов и педагогов старостами или заместителями старост 10-11 классов;

• решения УС «РИТМ» могут отменить педагогический совет или директор лицея;

• член Совета может требовать обсуждения любого вопроса, если его предложение поддержит одна треть членов Совета или две трети представляемого им классного коллектива;

• члены Совета организуют свою деятельность по шести направлениям «Интеллект», «Здоровье», «Спадчына», «Вдохновение», «Человек среди людей», «Пресс- центр», которую осуществляют центры.

• членам Совета вручаются удостоверения особого образца.

3.4. Содержание работы центров Совета УС «РИТМ»

3.4.1. Центр «Интеллект» предназначен для развития познавательных интересов лицеистов, творческого подхода и активной позиции учащихся в образовательном процессе, поиска новых и совершенствования традиционных форм во внеурочной деятельности.

3.4.2. Функции Центра «Интеллект»:

• планирует и проводит интеллектуально-познавательные мероприятия (часы информирования, День белорусской письменности, профориентационные часы «В мире профессий» и т.д.);

• оказывает помощь в подготовке и проведении предметных олимпиад, нобелевской конференции, традиционных мероприятий «Посидим на дорожку» и «На вершине Олимпа»;

• содействует поощрению лучших учеников лицея;

• совместно с педагогами участвует в реализации планов сотрудничества с учебными заведениями Республики Беларусь и стран ближнего и дальнего зарубежья.

3.4.3. Центр «Здоровье» предназначен для формирования у лицеистов навыков здорового образа жизни, приобщения к спорту и физической культуре, воспитания бережного отношения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

3.4.4. Функции Центра «Здоровье»:

• организует и проводит спортивные праздники и мероприятия (Дни здоровья, праздник «Классные танцы», соревнования по различным видам спорта между различными командами и т.д.);

• ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся лицея;

• участвует в организации и проведении велопоходов, пеших и лыжных походов;

• следит за организацией питания учащихся в столовой;

• взаимодействует с Советом интерната по вопросам санитарного состояния жилых комнат;

• оказывает помощь педагогам и СППС в проведении акции, направленных на формирования у лицеистов навыков здорового образа жизни (День борьбы со СПИДом, «НЕТ - вредным привычкам» и т. д.).

3.4.5. Работа Центра «Спадчына» направлена на 1) осознание лицеистами своей непрерывной связи с белорусским народом, его историей и культурой; мотивацию активных личных действий учащихся для качественного преобразования жизни к лучшему; формирование чувства ответственности за судьбу совей Родины.

3.4.6. Функции Центра «Спадчына»:

• оказывает помощь педагогам в организации и проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и международным праздничным дням;

• помогает организовывать экскурсии, используя краеведческий потенциал г. Минска, Минской области и других регионов;

• приобщает лицеистов к изучению и пропаганде белорусской культуры;

3.4.7. Центр «Вдохновение» способствует формированию нравственно-эстетической культуры лицеистов посредством их приобщения к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, актуализации нравственного потенциала учащихся через выявления и развития их творческих способностей.

3.4.8. Функции Центра «Вдохновение»:

• планирует и организовывает традиционные досуговые мероприятия «Алло, мы ищем таланты», «Учителям посвящается…», «Новогодний калейдоскоп», «Большая разница по-лицейски», «Бал выпускников», тематические дискотеки, кинолектории «Кино по пятницам» и т.д.;

• участвует в организации посещений лицеистами музеев, выставок, театров, концертных зал для вовлечения учащихся в профессиональный творческий мир;

• организовывает при необходимости праздничное оформление учебного корпуса и интерната;

• во взаимодействии с педагогами и родителями развивает эстетическую культуру лицеистов;

• ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений лицеистов.

3.4.9. Центр «Человек среди людей» предназначен для формирования личности лицеиста на основе общечеловеческих ценностей как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества; для укрепления правовой культуры учащихся и культуры повседневности в лицейском образовательном пространстве.

3.4.10. Функции Центра «Человек среди людей»:

• выявляет совместно с первичной организацией ОО «БРСМ» «адреса милосердия» и организует помощь ветеранам войны и труда, инвалидам;

• организует волонтерские акции «Наши сердца – детям»;

• организует взаимодействие с первичными организациями общества Красного Креста, ОСВОД;

• организует акции «День Земли» (субботники), «Чистая планета» (уборка лицейской территории);

• совместно с Советом интерната проводит акции «ЧиП»(уборка и благоустройство в интернате);

• совместно с родителями организует участие лицеистов в акции «Сохраним жизнь лесу»;

• совместно с СППС занимается профилактикой противоправного поведения учащихся;

• совместно с педагогами организует мероприятия по правовой тематике.

3.4.11. Пресс - центр УС «РИТМ» предназначен для информирования учащихся, педагогов, родителей, гостей и друзей лицея о событиях, происходящих в лицейском образовательном пространстве.

3.4.12. Функции Пресс-центра:

• освещение жизни лицеистов на страницах республиканских, областных, районных печатных изданий, на сайте лицея;

• планирование и организация работы корреспондентского пункта в газете «Лицейский экспресс»;

• организация выпуска «Post factum» (экспресс - новости лицейской жизни);

• взаимодействие сотрудничество с членами кружка «Объектив» по вопросам организации тематических фотовыставок и создания видеофильмов;

• участие в обновлении содержания информационных стендов в лицее и интернате.

• участие представителей прессы УС «РИТМ» на классных часах и родительских собраниях.

3.5. Лидер УС «РИТМ»

3.5.1.Совета УС «РИТМ» возглавляет Лидер, в его отсутствие - Вице-Лидер.

3.5.2. Лидер и Вице - Лидер Совета УС «РИТМ» путем всеобщего тайного голосования сроком на один год. Одно и то же лицо может избираться на два срока подряд.

3.5.3. Единые требования к лидеру УС «РИТМ»

3.5.4. При вступлении в должность (в День Лицеиста) Лидера УС «РИТМ» в торжественной обстановке произносит клятву:

«Я, _______________________,вступая в должность Лидера ученического самоуправления «Республика инициативной творческой молодежи», торжественно клянусь:

- любить свою Родину и подтверждать эту любовь конкретными делами;

- неуклонно стоять на страже интересов ученического самоуправления «РИТМ» и каждого лицеиста;

- всеми силами привлекать учащихся лицея к активной общественной, созидательной и творческой жизни; пропагандировать здоровый образ жизни;

- стремиться к тому, чтобы жизнь УС «РИТМ» всегда была насыщенной и интересной;

- никогда не расставаться с творческой искрой и яркой мечтой;

-с уважением относиться к родителям, педагогам и всем тем, кто меня окружает»

3.5.5. При вступлении в должность (в День Лицеиста) Лидеру УС «РИТМ» вручается удостоверение

3.5.6. Функции Лидера УС «РИТМ»:

• изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов ученического самоуправления;

• координирует деятельность центров Совета, а также организует на общелицейском уровне взаимодействие органов ученического самоуправления 9-11-х классов;

• представляет ученическое сообщество лицея на молодежных форумах;

• координирует взаимодействие УС «РИТМ» с другими органами лицейского самоуправления – педагогическим советом, попечительским советом, советом интерната;

• в конце учебного года предоставляет общелицейскому ученическому собранию отчет о деятельности УС «РИТМ».

3.6 Выборы лидера УС «РИТМ» осуществляются на основе Положения о выборах Лидера ученического самоуправления «РИТМ»

3.7. Классное ученическое самоуправление

3.7.1. Целью самоуправления учащихся на уровне класса является создание системы самостоятельной организации жизнедеятельности класса как первичной структуры лицея, реализующей в межличностном общении учащихся совокупность целей и задач учебной и внеучебной деятельности лицеистов.

3.7.2. Высшим органом ученического самоуправления класса является ученическое собрание. Функции ученического собрания класса: планирование работы всего класса на полугодие и корректировка плана по четвертям; выборы старосты класса; выборы и определение содержания деятельности органов ученического самоуправления в классе в соответствии с целями и задачами развития классного коллектива; анализ, систематизация и обобщение деятельности всех органов ученического самоуправления; определение форм и содержания сотрудничества с родительским комитетом класса, выдвижение предложений по обсуждению общих дел лицея в Совет УС «РИТМ»

3.7.3. В течение учебного года в период между собраниями деятельность самоуправления в классе координирует староста (заместитель старосты). Функции старосты класса: 1) вместе с классным руководителем, учителями, родительским комитетом участвует в обсуждении планов работы класса по решению актуальных проблем организации учебной и досуговой деятельности классного коллектива; 2) мотивирует всех учащихся класса на выполнение в полной мере Устава лицея; 3) вместе с учителями и родителями организует проведение различных мероприятий в классе; 4) предлагает кандидатуры организаторов отдельных коллективных творческих дел; 5) координирует действия актива класса по выполнению запланированных общеклассных мероприятий; 6) участвует в работе педагогического совета при обсуждении тех вопросов, которые связаны с состоянием учебы и культуры поведения класса (предлагает свои варианты решения возникающих проблем); 7) участвует в работе учителей и родителей по повышению культуры взаимодействия учащихся в совместной деятельности, а также уровня их учебной деятельности; 8) участвует в работе Совета УС «РИТМ»; 9) предлагает от имени класса кандидатуры тех учащихся, которые способны успешно участвовать в организации и проведении общелицейских мероприятий.

3.7.4. Ученическое самоуправление в классе реализуется через деятельность центров «Интеллект», «Здоровье», «Спадчына», «Вдохновение», «Человек среди людей», «Пресс-центр».

3.7.5. Обязанностью всех участников ученического самоуправления в классе является наличие заинтересованности в развитии всех учащихся класса в учебной и внеучебной деятельности; умение подчиняться решениям собрания класса, требованиям старосты, организаторам коллективных дел; проявлять доброжелательность, уважительное отношение, терпение и тактичность при разрешении конфликтных ситуаций в классе; ответственно относиться к выполнению решений класса, старосты, организатора коллективного дела; периодически отчитываться за проведенную ими работу.

4. Права и обязанности участников УС «РИТМ»

4.1. Все участники УС «РИТМ» имеют право:

• участвовать в работе ученических собраний;

• проводить опросы, анкетирования, тестирования с целью выявления мнений, с учётом которых планируется и организуется работа Совета УС «РИТМ»;

• вносить предложения по вопросам внутренней жизни лицея на обсуждение администрации учреждения образования, родительских комитетов классов, правления Попечительского совета;

• принимать участие в мероприятиях, проводимых в лицее;

• выражать своё мнение, касающееся совершенствования лицейского образовательного пространства;

• участвовать в рамках своей компетенции в планировании деятельности лицея в и выполнении принятого плана;

• выражать и отстаивать интересы УС «РИТМ»;

• избирать и быть избранными в руководящий орган организации

• распоряжаться бюджетом УС «РИТМ» .

4.2. Все участники УС «РИТМ» обязаны:

• соблюдать Устав лицея и Правила внутреннего распорядка в интернате

• информировать общественность о своей деятельности;

• добросовестно учиться, готовя себя к активной трудовой деятельности;

• действовать на благо лицея, заботиться о его чести и поддержании его традиций;

• проявлять уважение к старшим по возрасту и должности;

• уважать взгляды и убеждения других людей;

• заботиться о здоровье, безопасности собственной жизни и жизни всех участников образовательного процесса в лицее;

• активно участвовать в волонтерской деятельности;

• заботиться об авторитете УС «РИТМ», проявлять инициативу;

• выполнять решения собрания и Совета УС «РИТМ».

5. Прекращение деятельности

5.1. Деятельность УС «РИТМ» может быть прекращена по принятию соответствующего решения общего собрания УС «РИТМ», если проголосовало не менее двух третей делегатов от классов.