Ученическое самоуправление
«Республика Инициативной творческой молодежи»

В образовательном пространстве Минского государственного областного лицея наравне с качественным процессом обучения огромное внимание уделяется успешной социализации учащихся. Немалую роль в этом процессе играет ученическое самоуправление «Республика Инициативной Творческой Молодежи» (УС «РИТМ»).

Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать. Как превратить его из мифа в реальность и сделать действительно интересным и полезным?

Наше понимание места ученического самоуправления в образовательном пространстве лицея основано на следующих положениях:

• самоуправления реализуется не как управление одних лицеистов другими, а как обучение всех учащихся основам демократических отношений в коллективе;

• самоуправление включает лицеистов в социальные ситуации, формирующие определенный образ нормативного поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям;

• самоуправление основано на сохранении и приумножении традиций лицейского образовательного пространства, ибо ничто так не скрепляет коллектив, как преемственность поколений;

• самоуправление подкрепляется педагогическим и психологическим сопровождением.

Активная деятельность ученического самоуправления в лицее началась в 2008/2009 учебном. УС «РИТМ» имеет двухуровневую структуру:

Структура ученического самоуправления
«Республика инициативной творческой молодёжи» (УС «РИТМ»)
1 уровень
2 уровень

В работе центра «Человек среди людей» широкий круг направлений.

Направление «Ученик – человек мира» способствует целостному восприятию окружающего мира и человека как его неотъемлемой части, выработке единства мнений личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя.

Направление «Ученик – гражданин Отечества» помогает учащимся осознать нравственную ценность причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; сохранить национальную самобытность, поддержать чувство национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; узнать и широко использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности.

Направление «Ученик – воспитанник лицея» помогает определить наличие потребностей в знаниях, формирует умение учиться, способность к самообразованию, уважение опыта и знаний старших людей, стремление передать свои знания и опыт тем, кто младше.

Направление «Ученик – член молодежного сообщества» развивает культуру межличностных отношений в совместной деятельности, осуществляемой в групповой и коллективной формах, способствует гармонизации индивидуальных, групповых и коллективных интересов; получению эмоционального опыта заботы и милосердия по отношению к другим людям, сочувствия, сопереживания; получению опыта принятия решений и ответственности за их реализацию.

Направление «Ученик – творческая личность» формирует у лицеистов осознание своей неповторимости, развивает самостоятельность и креативность мышления, раскрывает творческие задатки и способности, вырабатывает круг жизненных ценностей, ответственность перед собой и другими за выбор жизненного пути. И, наконец, направление «Ученик – будущий семьянин» формирует отношение к семье как важнейшей ценности, осознать себя как члена семьи и рода.

Лицеисты, участвующие в работе центра «Интеллект», занимаются организацией и проведением интеллектуально-познавательных программ, научно-практических конференций, ведут профилактическую работу, оказывают помощь в подготовке и проведении информационных и классных часов.

Деятельность центра «Вдохновение» направлена на формирование у учащихся способности воспринимать нравственное как прекрасное и потребности совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям. Участие в разнообразной деятельности облегчает учащимся выявление тех ее видов, в которых его творческие возможности могут проявляться наиболее полно. Всякое творчество сопряжено с яркими эмоциональными переживаниями, которые полнее и ярче высвечивают прекрасное и нравственное в жизни. Работа центра «Здоровье» пропагандирует здоровый образ жизни, занимается организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий (спортландий, турниров, состязаний, походов и т. д.).

Работа центра «Спадчына» направлена на осознание лицеистами своей непрерывной связи с белорусским народом, его историей и культурой; необходимости активных личных действий для преобразования жизни к лучшему; чувства ответственности за судьбу своей Родины, своего народа.

Пресс-центр через ежемесячную ученическую газету «Лицейский экспресс»,информационные бюллетени «Post factum…», телевизионные новости «ЛИК» доводит информацию до классов, освещает важнейшие события лицейской жизни.

Структурным элементом Совета УС «РИТМ» является Совет общежития, в состав которого входят старосты и заместители старост этажей. Возглавляет Совет общежития председатель. Данный орган самоуправления координирует деятельность учащихся по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий в интернате, способствует привлечению лицеистов, проживающих в общежитии, к участию в культурно - массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Как показывает практика, у подавляющего большинства вновь поступивших учащихся 10-х классов отсутствует опыт участие в ученическом самоуправлении. Поэтому ежегодно реализация модели самоуправления начинается с собрания учеников «Каждому - дело по душе», на котором учащиеся 11-х классов презентуют деятельность УС «РИТМ» за прошедший учебный год, тем самым пробуждают интерес у учащихся 10-х классов к совместному проживанию лицейских будней.

Затем формируются органы ученического самоуправления в классах. Старосты 10-11-х классов, председатель совета общежития, секретарь первичной организации ОО «БРСМ» входят в общелицейский совет УС «РИТМ». В начале учебного года с активистами проводится практическое занятие «Ученическое самоуправление в лицее: сила в ПРАВдЕ». Название практикума выбрано не случайно и содержит ключевые слова (право, правда, самоуправление), которые по сути своей неразделимы.

В ходе занятия лицеисты определяют многообразие толкований слова “право”. С одной стороны, право человека – это гарантированная государством потенциальная возможность личности действовать по своему усмотрению. С другой стороны, со временем права человека превратились из идей в юридические нормы и уравновешиваются обязанностями. Какие же нормы регулируют взаимодействие учеников и учителей в лицее? Как регламентирована деятельность ученического самоуправления? Чтобы ответить на эти вопросы, активисты знакомятся с такими локальными актами как «Положение об ученическом самоуправлении «РИТМ», Устав лицея и Положение об общежитии.

Тема прав человека имеет не только юридические, но и этические аспекты. В названии практикума слово «право» спряталось в другом слове – «правда». Вниманию учащихся предлагаются поговорки, народные изречения, раскрывающие суть слова «правда» и его взаимосвязь со словом «право». Таким образом, практическое занятие способствует усвоению учащимися главного принципа УС «РИТМ»: «Реализуя свои права, не ущемляй права других».

Обучение ученического актива направлено на то, чтобы полученные знания учащиеся несли в свои классные коллективы. Уровень эффективности процесса обучения находится в прямой зависимости от степени активного участия активистов в практическом занятии. Отсюда и появилась идея использовать в практикуме «Ученическое самоуправление в лицее: сила в ПРАВдЕ» методику «Экспертные группы».

Вооружившись теоретическими и практическими знаниями, члены совета УС «РИТМ» организуют избирательную кампанию «Лидер ученического самоуправления на текущий учебный год». На пост лидера УС «РИТМ» баллотируются старосты 10-11-х классов.

Участие в такой политико-правовой игре «Выборы лидера» дает возможность обучающимся освоить правила демократического устройства ученического самоуправления, обучиться избирательным технологиям и примерить на себя роль избирателя и кандидата. Процедура выборов проходит под лозунгом «Лидерство – это дорога, идя по которой, вы найдете лучшее, что может предложить жизнь» и включает в себя несколько этапов. В течение предвыборной кампании организуются социально значимые, культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные акции в поддержку кандидата. В рамках фестиваля «Алло, мы ищем таланты!» классы представляют литературно - музыкальную агитационную композицию в поддержку своего кандидата. В учебном корпусе лицея и в общежитии размещаются листовки в поддержку кандидатов в лидеры УС «РИТМ». Но самым острым моментом предвыборной гонки, конечно же, являются дебаты, в ходе которых кандидатов в лидеры представляют их доверенные лица. На дебатах обсуждаются следующие вопросы: «Самоуправление – это….», «Взаимодействие с учителями и родителями - это благо для ученического самоуправления?». В рамках «свободного микрофона» кандидаты презентуют свою предвыборную программу «Когда я стану лидером ученического самоуправления «РИТМ»….»

Непосредственно перед выборами наступает день тишины, когда запрещена любая агитационная деятельность. В этот же день избирательная комиссия формирует участки для голосования, составляет списки выборщиков, согласно которым распределяются бюллетени для голосования. Также в этот день проводится инструктаж общественных наблюдателей, в присутствии которых опечатывается урна для голосования. Завершает избирательную кампанию самый ответственный день-день выборов лидера ученического самоуправления, день от которого зависит качество лицейской жизни в предстоящий учебный год. Выборы происходят в первой половине дня под пристальным надзором общественных наблюдателей, которые обеспечивают сохранность урны с бюллетенями. Во второй половине дня члены избирательной комиссии осуществляют подсчет голосов. Данные заносятся в протокол и на страницах информационного бюллетеня «Post factum…» оглашаются результаты выборов.

Как показала практика, в выборах лидера ученического самоуправления принимают участие около 95% учащихся лицея. Этот факт красноречиво говорит о том, что лицеисты заинтересованы в деятельности ученического самоуправления и видят в нем реальную возможность реализовать себя за годы учебы в лицее. По традиции вновь избранный лидер УС «РИТМ» присягает на верность ученическому сообществу в День лицеиста на торжественном мероприятии «Виват, лицеист!»

По окончании полномасштабной избирательной кампании жизнь в лицейском ученическом сообществе не замирает, а только набирает обороты. Если спросить у лицеистов: «Что происходит в лицее во вторник в 16.00», ответ будет однозначный: «Начинается заседание совета УС «РИМТ». В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у активистов УС «РИТМ» вырабатывается «направленность на других людей». Представляя интересы всего ученического коллектива, члены совета УС «РИТМ» организовывают и проводят те мероприятия, которые традиционно интересны ученикам, педагогам, родителям и даже выпускникам лицея.

Все общелицейские КТД – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали уже традиционными, ожидаемыми и любимыми и собирают большое количество участников и зрителей. День белорусской письменности, фестиваль «Алло, мы ищем таланты!», посвящение в лицеисты «Виват, лицеист!», напутствие участникам республиканской олимпиады школьников и научно-исследовательских конференций «Посидим на дорожку», спортивный праздник «Классные танцы», новогодний КВН, чествование победителей олимпиады и научно-исследовательских конференций «на вершине Олимпа», кулинарный конкурс «Бистро по-лицейски», акция «Съешь обед, не оставляй соседу» («народное» название акции «Чистая тарелка»), фестиваль солдатской песни и поэзии, волонтерские акции и многие другие мероприятия реализуются силами ученического самоуправления. Следует подчеркнуть особенность КТД последних лет - это массовое, фактически командное участие классов в общелицейских мероприятиях.

Не следует думать, что ученическое самоуправление в лицее развивается само по себе. УС «РИТМ» требует обязательного взаимодействия лицеистов и педагогов. Ребята раскроются только в том случае, если убедятся, что они значимы, их уважают, ценят их деятельность, инициативу, их хотят увидеть и услышать, они – союзники взрослых. Создание самоуправления в ученическом коллективе – процесс, требующий глубокого анализа педагогической ситуации, психологической готовности педагога к тому, что в самоуправлении педагог и воспитанники участвуют «на равных». При ученическом самоуправлении значительно меняется характер работы педагога, на смену «сделаю сам» приходит «научу, как сделать».

На заседании педагогического совета «Ученическое самоуправление как механизм развития личности лицеистов» кафедра классных руководителей представила ученическое самоуправление “РИТМ” в виде дома.

Педагоги лицея уверены: «Если мы уберём хоть один кирпичик, то дом разрушится. Поэтому все перечисленные компоненты являются важными и неотъемлемыми для ученического самоуправления. Только лень, равнодушие и эгоизм могут «вылететь в трубу».

Ученическое самоуправление: миф или реальность? Ответ на этот вопрос лежит не только в плоскости действительной самореализации лицеистов, но и подкрепляется результатами мониторинга.

Ежегодно на начало и конец учебного года педагог-психолог с помощью методики М.И. Рожкова определяет уровень развития самоуправления в классных коллективах и в лицее в целом, который отражает положительную динамику, выразившуюся в росте коэффициента самоуправления со среднего до высокого уровня. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей. Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора – эти правила являются залогом успешного развития ученического самоуправления и действенным механизмом социализации личности учащегося.